psyforte - фототерапия в России (psyforte) wrote,
psyforte - фототерапия в России
psyforte

Categories:

Психологический анализ фотографий

Взято здесь conf-a.narod.ru/Litvin.pdf
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТИПА ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФОТОГРАФИЙ

А.В. Литвин
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Малая академия»
г. Краснодар, Россия
domen_anton_imp@mail.ru
В настоящей статье рассматривается проблема составления типологии личности с
помощью метода психологического анализа фотографий, преимущество которого
заключается в быстром получении «сырых» данных, достаточно лишь сделать
фотографию исследуемого человека. Наличие критериев для определения типов личности
сделало бы процедуру анализа фотографий более организованной. Также стало бы
возможным уточнить интерпретацию жестов, видимых на фотографиях. Поэтому мы
видим проблему составления типологии личности, инструментом выявления типов
которой служит метод психологического анализа фотографий, актуальной.
Таким образом, цель исследования состоит в составлении типологии личности,
инструментом диагностики признаков типов которой служит метод психологического
анализа фотографий.
Метод психологического анализа фотографий был разработан автором и включает
в себя этапы сбора данных и обработки:
1. создание фотографий, фотографируемый человек должен быть в полный рост и
знать, что его фотографируют;
2. описательный анализ пантомимики по критериям [5]: положение туловища, плеч,
рук, пальцев, ног, головы, мимика;
3. психологическая интерпретация особенностей пантомимики, которая
производится согласно А. Лоуэну, Б. Вирту и А. Пизу, и составление описания качеств
личности.
Теоретическим основанием метода является:
1. объективирующе-диагностическая функция фотографии, описанная А.И.
Копытиным и доработанная автором [5]; она заключается в способности фотографии
делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его
внешнем облике [3] и диагностировать их;
2. концепция невербального общения: в момент фотографирования между
фотографируемым и фотографом осуществляется взаимодействие, общение;
невербальная его сторона, видимая на фотографии, является наиболее информативной,
чем вербальная [1], [8] [9];
3. концепция механизма проекции, с помощью которого на фотографии
отображаются внутренние черты и качества личности;
4. интерперсональная теория Г. Салливана; по фотографии диагностируются
интерперсональные качества личности, так как они проявляются в межличностных
отношениях фотографирующегося.
Составлять типологию личности мы будем на основе методики «Диагностика
межличностных отношений» Л.Н. Собчик, что обусловлено причинами:
1. в основе ДМО и авторского метода лежит одинаковая теория личности;
2. в методике ДМО уже есть классификация типов межличностных отношений, на
основе которой можно составить типологию личности;
3. в любой интерпретации признаков пантомимики возможна какая-то доля ошибки,
поэтому мы составляем типологии личности на основе классификации методики ДМО с
доказанной валидностью.
Современный российский психолог Людмила Николаевна Собчик адаптировала
методику Т. Лири, созданную на основе концепции американского неофрейдиста Г.С.
Салливена, для нужд практического психолога, выделив 8 октантов – типов
межличностных отношений [10] (будем использовать понятия «тип межличностных
отношений» и «октант» как синонимы): властный-лидирующий (1), независимый-
доминирующий (2), прямолинейно-агрессивный (3), недоверчивый-скептический (4),
покорно-застенчивый (5), зависимо-послушный (6), сотрудничающе-конвенциальный (7),
ответственно-великодушный (8).
Мы сфотографировали 153 подростков в возрасте 13–16 лет. В выборку вошли
подростки-учащиеся 3, 4, 36, 48, 71, 92 школ города Краснодара. Выбор испытуемых
обусловлен тем, что пантомимика, видимая на фотографиях, в этом возрасте не скована и
отчетливо видна [8].
По фотографиям подростков мы составили список из 60 признаков пантомимики,
видимых на фотографиях, которые в определенной совокупности будут предназначаться
для определения типа личности, и классифицировали их сообразно с критериями анализа
фотографий. Также на основе анализа литературных источников [2], [4], [7], [8] по
интерпретации признаков пантомимики была составлена их (признаков) трактовка.
Далее нами были протестированы те же подростки с помощью методики ДМО и
подсчитано количество баллов для каждого испытуемого в каждом октанте. Количество
баллов в каждом октанте определяет степень выраженности типа межличностных
отношений.
Мы проанализировали фотографии и выявили у подростков наличие или отсутствие
всех 60 признаков пантомимики.
После этого мы провели корреляционный анализ между каждым признаком
пантомимики и степенью выраженностью каждого типа межличностных отношений для
выявления признаков пантомимики, характерных для каждого октанта с помощью
бисериального коэффициента корреляции. Значимость эмпирического коэффициента
корреляции оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента.
Проведя корреляционный анализ, мы обнаружили признаки пантомимики, имеющие
значимую связь со степенью выраженности некоторых октантов. 1 октант: плечи
расправлены, выделяется большой палец, обычное выражение лица. 2 октант: выделяется
большой палец. 4 октант: взгляд искоса. 5 октант: руки сведены спереди, пятка
приподнята, голова опущена. 6 октант: руки сведены спереди, одна рука держит другую.
8 октант: пальцы расправлены, нога отставлена назад.
Поскольку трактовать жесты нужно в совокупности, по одному или по двум
критериям невозможно определить тип межличностных отношений, мы провели
качественный сравнительный анализ только характеристик 1 и 5 октантов с
интерпретацией соответствующих им признаков, который показал, что они одинаковы: в
них перечислялись одинаковые качества личности.
Таким образом, по фотографии выделено 2 типа межличностных отношений,
находящихся на противоположных полюсах оси «Лидерство». С октантами на другой оси
«Доброжелательность» не удалось найти устойчивых связей с признаками пантомимики,
в случае отсутствия признаков (соответствующих октантам 1 и 5) мы можем судить о
тенденции человека к тому или иному полюсу оси по другим жестам, имеющим сходную
характеристику с характеристикой октантов.
Жесты для прямолинейно-агрессивного и недоверчиво-скептического стиля
отношений: положение туловища – прямо к объективу, прямо (выпрямившись);
положение рук – упираются в бок; положение пальцев – в кулаке, выделяется большой
палец; положение ног – широко расставлены; положение головы – склонена влево,
развернута в сторону, поднята; мимика – беззубая улыбка, взгляд в сторону, взгляд
искоса.
Жесты для сотрудничающее-конвенциального и ответственно-великодушного типа
отношений: положение туловища – ссутулившись, наклонено вперед, стоять
расслабившись, вполоборота; положение рук – скрещены на груди или животе, сведены
спереди, одна рука держит другую, за спиной; положение пальцев – расправлены, пальцы
обеих рук сцеплены; положение ног – одна отставлена назад или в сторону; положение
головы – прямо, опущена; мимика – обычное выражение; широкая улыбка.
После того, как определены критерии (то есть признаки пантомимики) типов
межличностных отношений, мы можем сформулировать названия типам личности:
выделяющийся большой палец, расправленные плечи, обычное выражение лица –
лидирующий тип личности; приподнятая пятка, сведенные спереди руки, опущенная
голова – покорный тип личности; и промежуточные типы, расположенные на оси
«Доброжелательность», – ответственно-сотрудничающий (соответствует 7 и 8 октантам)
и прямолинейно-недоверчивый (соответствует 3 и 4 октантам) типы.
Для того чтобы проверить, насколько выделенные критерии могут точно определить
тип личности и насколько они соответствуют стилям межличностных отношений, мы
провели корреляционный анализ между типами личности каждого испытуемого и
степенью выраженности соответствующего ему стиля межличностных отношений с
помощью бисериального коэффициента корреляции.
Полученный эмпирический коэффициент корреляции r=0,412, что соответствует
значению t-критерия Стьюдента t=3,227, который значительно больше критического
значения: t=2,58, следовательно, связь значима. Это говорит о правильности выбора
критериев и соответствия характеристик типов личности и стилей межличностных
отношений.
Выводы:
1. определенные совокупности признаков пантомимики соответствуют не
каждому стилю межличностных отношений, а парам октантов;
2. характеристики пар стилей межличностных отношений совпадают с
интерпретацией совокупности признаков пантомимики;
Таким образом, по приведенным выше критериям мы можем выявить с помощью
метода психологического анализа фотографий принадлежность человека к
определенному типу личности.
В ходе исследования нам удалась попытка составления типологии личности с
помощью авторского метода психологического анализа фотографий. Однако было
выделено только 4 типа личности вместо 8-ми предполагаемых.
Практическую значимость нашей работы мы видим в том, что авторский метод
вместе с предлагаемой нами типологией личности позволяет очень быстро производить
диагностику качеств личности.
Литература
1. Бродецкий, А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве / А.Я. Бродецкий. – М.:
ВЛАДОС, 2000.
2. Вирт, Б. Все о человеке, его характере и языке тела / Б. Вирт . – М.: ФАИР-ПРЕСС,
2004.
3. Копытин, А.И. Тренинг по фототерапии / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2003. – С. 12–
13.
4. Липсиц, И.В. Секреты умелого руководителя / И.В. Липсиц. – М.: Экономика, 1991.
5. Литвин, А.В. Из опыта экспериментальной работы по психодиагностике личности
(метод психологического анализа фотографий) / А.В. Литвин // Развитие региона и
социальное творчество молодежи. – Краснодар: ИЭиУ МИСС, 2010.
6. Литвин, А.В. Фотография как инструмент психодиагностики / А.В. Ливтин //
Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». – М.: НТА
«АПФН», 2008. – С. 85–87.
7. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн. – М.: ИОИ,
2000.
8. Пиз, А., Пиз Б. Новый язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2006.
9. Рощин, С.К. Невербальные способы общения / С.К. Рощин // Социальная
психология: учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
10. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и
межличностных отношений / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2002.
Tags: анализ фотографий, психодиагностика, фотоанализ, фототерапия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments